На минувшей неделе парламент принял очередные правки к закону об НДС, продлевающие специальный режим обложения этим налогом сельхозпроизводителей. Свое решение народные избранники пояснили необходимостью компенсировать недостаточную поддержку села, предусмотренную в проекте бюджета на будущий год. Однако, заботясь об аграриях, Верховная Рада проигнорировала интересы казны.
НДСные льготы для аграриев действуют уже девять лет. По нулевой ставке облагаются поставки мяса и молока перерабатывающим предприятиям и продажа сельхозпродукции собственного производства. Таким образом, государство из года в год откупалось от селян, заменяя льготами недостаточный уровень поддержки отрасли. Нынешнее правительство решило пресечь эту практику, предусмотрев в проекте бюджета-2007 12%-ную ставку НДС для селян. Такое решение Кабмин мотивировал тем, что в главном финансовом документе страны на будущий год предусмотрен довольно существенный объем дотаций аграриям — около 1,9 млрд грн. (за реализованную продукцию растениеводства и животноводства — около 1,1 млрд грн., на удешевление кредитов для предприятий АПК — 653 тыс. грн., на частичную компенсацию стоимости сельхозтехники отечественного производства — 100 тыс. грн. и 60 тыс. грн. — на формирование уставного фонда Агробанка). Однако для Верховной Рады, традиционно имеющей сильное аграрное лобби, правительственные аргументы оказались неубедительными, и 19 октября депутаты проголосовали за закон, продлевающий действие льгот по НДС для села до 2008 г.
«Введение 12%-ной ставки НДС для аграриев, которое предусматривал проект бюджета на следующий год, вымоет из оборота сельхозпредприятий 3,8 млрд грн. В то же время дотации селу по всем программам в 2007 году предлагается в целом увеличить только на 1,3 млрд грн. Следует учитывать, что в этом году в сравнении с прошлым общие затраты сельхозпроизводителей выросли почти на 2 млрд грн. из-за удорожания минеральных удобрений, топлива, техники, повышения минимальной зарплаты. Поэтому, если бюджет не может обеспечивать селу достаточный уровень дотаций, необходимо хотя бы сохранить существующую систему его поддержки», — говорит первый заместитель председателя бюджетного комитета ВР Александр Баранивский. Тем более что такой подход вполне вписывается в ВТОшный процесс. По словам председателя комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений Михаила Гладия, положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, являющегося основополагающим документом ВТО, предусматривают возможность существования субсидий в виде доходов, от которых отказывается государство в пользу сельхозпроизводителей.
Судя по настроениям депутатов, они намерены не только сохранить льготы по НДС для села на ближайшие несколько лет, но и склонить наших переговорщиков по ВТО добиваться возможности и дальше поддерживать украинских аграриев прямыми дотациями. Ведь их объем у нас в восемь-девять раз ниже, чем у наших ближайших соседей. К примеру, Эстония, имеющая 800 тыс. га посевной площади, дотирует своих сельхозпроизводителей в том же объеме, что и Украина, у которой 32 млн га пахоты. «Вступление в ВТО предусматривает значительные ограничения в части поддержки сельхозпроизводителей. Но, скажем, Аргентина, вступая во Всемирный торговый клуб, добилась для своих аграриев семилетнего адаптационного периода, в течение которого сохраняла существовавшую там систему субсидирования. Поэтому в переговорах по вступлению в ВТО Украина также должна поставить ключевым вопросом возможность сохранения поддержки села прямыми дотациями на период три–пять лет после присоединения к организации. На это же время необходимо сохранить и льготы по НДС», — считает председатель подкомитета по вопросам координации сотрудничества с ЕС комитета ВР по вопросам европейской интеграции Иван Кириленко.
Эксперты указывают на другую сторону медали нынешнего решения Верховной Рады. «Предоставление льгот по НДС уже не первый год создает немалую проблему для экономики. Формально аграрии имеют статус плательщиков этого налога, но не уплачивают его в бюджет. В то же время их контрагенты–покупатели сельхозпродукции могут включать сумму НДС по таким операциям в налоговый кредит и претендовать на возмещение налога из казны. В результате в бюджете образуется «дыра» для финансирования возмещения, которую надо закрывать за счет других источников», — пояснил партнер юридической фирмы «КМ партнеры» Александр Минин. Это не говоря уже о том, что, принимая нынешний закон, депутаты снова проигнорировали ими же установленные правила законотворчества. Законом «О внесении изменений к Закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторым другим законодательным актам» был введен пятилетний мораторий на предоставление новых и расширение существующих льгот по НДС. Принимая правки к закону о налоге на добавленную стоимость, народные избранники фактически ввели новые льготы, поскольку действие преференций для аграриев по этому налогу истекало 1 января 2007 г. Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом, все законодательные акты, влияющие на формирование доходно-расходных статей казны, должны быть обнародованы за 4,5 месяца до Нового года.
Елена Демина
Инф. dsnews
e-finance.com.ua