В прошлую среду Верховная Рада приняла в первом чтении очередной вариант Закона «О Фонде государственного имущества Украины». Глава приватизационного ведомства Валентина Семенюк снова обещает всячески лоббировать дальнейшее продвижение документа. Однако, видимо, не очень-то рассчитывая на удачу, заранее готовит альтернативную законодательную почву.
Профильного закона Фонд госимущества дожидается уже больше десяти лет. Столь долгую историю документу обеспечила до сих пор не достигнутая договоренность между представителями законодательной и исполнительной власти относительно кураторских полномочий над ФГИУ и, соответственно, приватизационным процессом. Нынешний вариант документа снова перераспределяет контролирующие функции. Нардепы не против вообще лишить Президента какого-либо влияния на деятельность Фонда, отведя в этом главную роль себе. В соответствии с положениями проголосованного законопроекта именно депутаты наделяются правом утверждать председателя ФГИ с подачи премьера и только они смогут отправить его в отставку.
Авторы законопроекта (депутаты-социалисты Иван Бокий и Иван Сподаренко) приложили максимум усилий, чтобы сделать свою однопартийку Валентину Семенюк бессменным приватизатором. В первоначальной версии законопроекта, зарегистрированного в парламенте в конце июля, среди причин, по которым глава Фонда может быть уволен парламентариями, значилось признание неудовлетворительным ежегодного отчета Фонда о ходе приватизации. В сентябре в Верховной Раде появляется новый документ, поданный на смену предыдущему, в котором упомянутое основание для отставки главы Фонда уже отсутствует. Причина такой правки очевидна — Валентина Петровна активно лоббирует принятие профильного законопроекта, но вовсе не хочет поплатиться своей должностью. Ведь если бы документ был принят в изначальной редакции, в кресле ей оставалось сидеть недолго — по состоянию на 1 октября поступления в госбюджет от приватизации составили всего 15,2% плановых показателей на текущий год (323 млн грн. при прописанных в бюджете более 2,1 млрд грн.). «Я считаю, что если программа приватизации не выполнена и по отчету дана негативная оценка, то глава Фонда должен уходить в отставку. Скорее всего, буду вносить соответствующую поправку в законопроект при его доработке», — поделился с «ДС» ближайшими планами заместитель главы Специальной контрольной комиссии ВР по приватизации Александр Бондарь.
Впрочем, какими бы ни были внесенные в законопроект правки, если Президенту не оставят в нем никаких полномочий, документ имеет весьма призрачные шансы быть подписанным главой государства, как это уже бывало не раз. Правда, в нынешнем случае парламент может обойтись и без персонального автографа Виктора Ющенко. За принятие документа в первом чтении проголосовало 306 депутатов, что доказывает возможность Верховной Рады в случае необходимости преодолеть президенсткое вето на закон о ФГИ. Тем временем г-жа Семенюк все же подстраховывается — явно не без ее прямого участия в последнее время штампуются законопроекты, призванные закрепить позицию главного приватизатора страны в части управления госсобственностью, а также закрепляющие за Фондом новые, более широкие полномочия. Этим летом в парламенте зарегистрирован законопроект об объектах национального достояния, определяющий перечень имущества, которое может находиться исключительно в государственной или коммунальной собственности и, что самое главное, его не позволено отчуждать ни под каким предлогом, в том числе в процессе банкротства или исполнительного производства. Этот законопроект должен прийти на смену постоянно продлеваемому временному мораторию на принудительную реализацию имущества предприятий, где госдоля превышает 25%. Если документ поддержат парламентарии, то Валентина Петровна осуществит сокровенную мечту о сворачивании большой приватизации. Не менее важными для ФГИ являются еще два законопроекта, появившиеся в парламенте сравнительно недавно. Первый — опять-таки результат творчества однопартийцев г-жи Семенюк Василия Цушко и Анатолия Бугайца. Чтобы пресечь в стране теневую приватизацию, они предлагают любую реорганизацию или реструктуризацию предприятий с государственным участием, в ходе которых происходит отчуждение или переподчинение имущества, согласовывать с Фондом. Другой законопроект, также касающийся вопросов управления госимуществом, подан в Верховную Раду Кабмином и направлен в основном на ослабление приватизационных функций министерств. В соответствии с ним все продажи предприятий, которые находятся в управлении других ведомств, также должны предварительно получать одобрение ФГИ.
Перу социалистов принадлежит ряд менее значительных законопроектов, предполагающих введение института «золотой акции» и устанавливающих мораторий на приватизацию, если в стране не сформировано правительство. Шансов на то, что все законодательные потуги однопартийцев г-жи Семенюк будут реализованы, не так уж много. Но если закон о Фонде вновь постигнет неудача, часть из них может стать хорошим утешительным подспорьем аппарату главного приватизатора страны.
Алексей Грибановский
Инф. dsnews
e-finance.com.ua