Государственная налоговая администрация решает накопившиеся проблемы с возмещением НДС
Возмещение НДС — одна из главных проблем не только в экономической, но и в политической жизни страны. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Президент Украины Виктор Ющенко поручил разобраться с возмещением НДС секретарю Совета национальной безопасности и обороны Виталию Гайдуку, а также Службе безопасности Украины. Складывается впечатление, что проблема незаконного возмещения НДС возникла только сейчас. Хотя на самом деле сейчас она, наоборот, только начала решаться. Наихудшая же ситуация с возмещением НДС была в 2005-м — первой ине 2006 года.
Так, из 10 млрд. грн. НДС, возмещенного в прошлом году, 3,7 млрд. грн. были возмещены незаконно. Именно за последние полтора года в Украине появилось множество новых схем незаконного возмещения НДС. Одной из них — схемой искусственного формирования налогового кредита по НДС предприятиями—потребителями природного газа — пользовались (только вдумайтесь!) практически все украинские предприятия, потребляющие большое количество газа. Для этого в цепочку поставщиков газа включали коммерческую структуру, которая закупала ввезенный в Украину газ без уплаты НДС (в соответствии с украинским законодательством операции по ввозу и дальнейшей продаже природного газа освобождаются от уплаты этого налога), а продавала "своим" предприятиям уже с учетом НДС. Естественно, эти деньги до бюджета так никогда и не доходили, поскольку подобные коммерческие структуры в большинстве своем имели признаки фиктивности. Однако предприятиям—потребителям природного газа такая схема позволяла заявить к возмещению сумму якобы уплаченного НДС.
Среди других противозаконных "новинок" последних полутора лет — схемы искусственного формирования налогового кредита по НДС за счет приобретения и дальнейшей перепродажи импортируемых в Украину автомобилей, незаконное возмещение НДС при экспорте некачественного кожсырья, а также некоторые давно забытые, такие как "вексельная" или схема несвойственного экспорта. Причем "новые версии" уже забытых, казалось бы, схем куда циничнее и разорительнее для государственного бюджета.
Отдельная, требующая внимания тема — это безосновательное списание налоговых долгов ликвидируемым субъектам хозяйствования. В Харьковской области местные налоговики так расщедрились, что простили одному из предприятий свыше 182 млн. грн. задолженности перед бюджетом. И таких примеров довольно много.
Но самое удивительное — это даже не новые методы разорения государственного бюджета, а то, как на них реагировали налоговые органы. Как показывают результаты проверки Генеральной прокуратуры за период с IV квартала прошлого года до конца июля нынешнего года, были сотни случаев, когда налоговые инспекции вообще не подавали материалы проверок с признаками состава преступления правоохранительным органам.
Но случалось и так, что налоговые органы не только не противодействовали, но и всячески способствовали незаконному возмещению НДС. К примеру, посредством судебных решений. Согласно выводу Счетной палаты Украины относительно отчета о результатах аудита возмещения налога на добавленную стоимость по решениям судов на протяжении 2005 года и первой ины 2006 года, деятельность Налоговой администрации по вопросам администрирования и возмещения НДС не направлялась на ликвидацию или хотя бы существенное сокращение бюджетной задолженности. В итоге сумма невозмещенного НДС по состоянию на 1 июля 2006 года увеличилась по сравнению с 2004 годом на 48,9% (или на 1,7 млрд. грн.) и составила 5,3 млрд. грн. Это привело к многочисленным обращениям граждан в судебные инстанции, в результате чего появилось огромное количество судебных решений о возмещении НДС (в пользу налогоплательщиков, разумеется) на общую сумму 1,2 млрд. грн.
Кроме того, из-за неоднократных нарушений Налоговой администрацией сроков возмещения НДС появились судебные решения об уплате процентов за нарушение сроков возмещения (тоже в пользу налогоплательщиков, естественнно) на общую сумму 79,7 млн. грн.
При этом, как указывается в выводе Счетной палаты, "органы Государственной налоговой администрации и Государственного казначейства Украины не обеспечили прозрачного и своевременного возмещения указанного налога во исполнение решений суда и поставили плательщиков налога в зависимость от субъективного управления этими процессами". Проще говоря, Налоговая администрация лично решала, какие судебные решения выполнять, а какие — нет. Или, по крайней мере, какие из них исполнять в первоочередном порядке.
Так, если в одних случаях органы Налоговой администрации Украины выполняли решения судов после соответствующих процедур их обжалования (именно так и полагается делать), то в других случаях спешили выплатить все приписанное сразу же после судебного решения. Улавливаете суть? Некоему налогоплательщику достаточно было лишь обзавестись судебным решением (что достаточно просто делается в нашем государстве), а потом спешить в налоговою за возмещением. Конечно, только при наличии соответствующей договоренности, надо полагать.
Кроме того, как отмечают в ГНАУ, правоохранительными органами были выявлены неединичные случаи подделки судебных решений о возмещении НДС. Так, служебными лицами одного из предприятий Харьковской области за счет приобретения в августе—сентябре 2003 года продуктов питания заявлено к возмещению свыше 7,5 млн. грн. Налоговыми органами была проведена проверка заявленной суммы, и по результатам этой проверки в возмещении налога отказано.
После этого должностные лица предприятия, вступив в сговор с работниками Высшего административного суда Украины, в период с апреля по август 2006 года подделали постановление суда, в соответствии с которым в пользу предприятия надлежит взыскать свыше 7,5 млн. грн. НДС. В дальнейшем в Государственное казначейство Украины поступил подделанный документ, по которому предприятие получило указанную сумму. По данному факту Генеральной прокуратурой Украины ждено уголовное дело по статьям 190 и 366 Уголовного кодекса Украины. В состав следственно-оперативной группы включены работники налоговой милиции.
По аналогичной схеме пытались получить возмещение НДС на общую сумму 10 млн. грн. два предприятия Днепровского района города Киева. В частности, в отношении служебных лиц одного из этих предприятий прокуратурой Днепровского района ждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 191 Уголовного кодекса по факту покушения на завладение государственными средствами на общую сумму 4,9 млн. грн. Допрошенная в качестве свидетеля учредитель и директор этой фирмы объяснила, что к хозяйственной деятельности предприятия она никакого отношения не имеет, и что зарегистрировала предприятие за вознаграждение. В то же время с момента регистрации предприятие отчитывается об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем Государственная налоговая инспекция в Днепровском районе получила письмо от управления Государственного казначейства в Киеве относительно возвращения этому предприятию бюджетной задолженности по НДС в размере 4,9 млн. грн. на основании решения Хозяйственного суда города Киева. При этом согласно информации, полученной из Хозяйственного суда, судья, который якобы выносил это решение, никогда в суде не работал, а решение относительно возвращения бюджетной задолженности по НДС этой фирме не выносилось.
Такая же ситуация сложилось и с возмещением НДС другому предприятию Днепровского района столицы. Государственная налоговая администрация тоже получила от управления Государственного казначейства письмо относительно возвращения этому предприятию бюджетной задолженности по НДС в размере 4,9 млн. грн. на основании решения Хозяйственного суда города Киева. Правда, это решение было вынесено якобы уже другим судьей. Впрочем, оказалось, что и этот человек в суде никогда не работал, а соответствующее судебное решение не выносилось.
На основании собранных материалов прокуратурой Днепровского района города Киева ждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 191 Уголовного кодекса Украины (покушение на завладение государственными средствами служебными лицами предприятия на общую сумму 4,9 млн. грн.). Приказы суда о возмещении НДС присоединены к материалам уголовных дел в качестве вещественных доказательств.
Именно поэтому контроль за возмещением НДС по решениям судов, которые вступили в законную силу и находятся на исполнении в органах Государственного казначейства, является одним из важнейших направлений работы органов Государственной налоговой службы, в том числе и подразделений налоговой милиции. Как отмечают в ГНАУ, в текущем году с целью предотвращения возможных потерь государственного бюджета работниками налоговой милиции по поручению следователей правоохранительных органов (в том числе следователей налоговой милиции) у Государственного казначейства изъято и присоединено к материалам уголовных дел 18 судебных приказов и исполнительных листов о возмещении НДС на общую сумму 452,8 млн. грн.
Елена РУБЦОВА
Инф. versii
e-finance.com.ua