На самом деле бюджетные дыры оказались меньше, чем ранее предполагал Минфин. Напомним, что сразу после вступления в должность новый министр финансов Николай Азаров заявил о скрытом бюджетном дефиците в 7 млрд. грн. Потом эту цифру уменьшили до 5 млрд. грн., и уже во вторник, 21 ноября, первый зам министра финансов Вадим Копылов, говоря об итогах работы ведомства за 100 дней, назвал окончательную цифру недостачи средств – 2,2 млрд. грн. Следует уточнить, что речь идет о незапланированном дефиците бюджета, поскольку есть еще и плановый, который рассчитывается и принимается изначально. При этом определяются источники его погашения.
Классификация дыр
В данном же случае, помимо предусмотренного в бюджете дефицита, по ряду причин образовались дополнительные дыры. Среди них – невыполнение плана поступлений от приватизации (в январе-октябре поступления от приватизации составили 357 млн. грн., или 40,99% от предусмотренного на этот период). Что, в свою очередь, объясняется решениями правительства, которое сначала отменило продажу Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, а потом и ХК «Лугансктепловоз». Именно за счет этих объектов правительство Ю. Еханурова собиралось выйти на плановые показатели.
Однако сменивший его в премьерском кресле Виктор Янукович и представители политических сил, представленных в Антикризисной коалиции, посчитали нерациональным шагом и далее обеспечивать выплату зарплат врачам и учителям за счет продажи инвестиционно привлекательных и прибыльных предприятий.
В качестве еще одной дырообразующей причины Вадим Копылов назвал невыполнение плана поступлений налога на прибыль. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов фиктивное возмещение НДС. Так, за 9 месяцев 2006 г. к возмещению НДС в Украине было заявлено 13,4 млрд. грн. По мнению главы Государственной налоговой администрации Анатолия Брезвина, примерно ина этой суммы приходится на фиктивные возмещения.
Бороться с ними главный налоговик предлагает, ссылаясь на болгарский опыт, с помощью перехода на электронный документооборот по НДС, который сделает прозрачным движение средств, исключив возможность махинаций. В лучшем случае, это произойдет не ранее второго полугодия 2006 г., а пока Кабмину пришлось изыскивать внутренние резервы для финансирования пенсий бывшим военнослужащим (дефицит на 1 октября превышал 700 млн. грн.) и прочим статьям расходов. Так, на ноябрь-декабрь в местных бюджетах практически не осталось средств на выплату зарплаты самим чиновникам, работающим в горисполкомах и сельсоветах.
Между тем прежний глава финансового ведомства Виктор Пинзеник перед уходом почистил не только ящики своего письменного стола в министерском кабинете, но и казначейские счета. Если на 1 января 2006 г. на них в качестве неиспользованных остатков лежало 12,6 млрд. грн., то к моменту «смены караула» на Грушевского, 12 этот показатель уменьшился до 1,357 млрд. грн. По мнению нового руководства Минфина, это были средства, вырученные от повторной продажи комбината «Криворожсталь». И бездарно проеденные. Они пошли на финансирование бюджетного дефицита, образованного вследствие непомерного роста выплат.
Финансовые рецепты
Каким же образом правительство вышло из непростой, прямо скажем, ситуации? По словам первого заместителя министра финансов Вадима Копылова, 1,3 млрд. грн. были получены за счет экономии при обслуживании внешнего долга Украины. Еще 600 млн. грн. дополнительных поступлений обеспечила Гостаможслужба. Также до конца 2006 г. местным бюджетам в виде исключения разрешили оставить в своем распоряжении средства, полученные от приватизации объектов коммунальной собственности. Хотя эти суммы, конечно, не делают погоды на бюджетном небосклоне. Поэтому по указанию премьер-министра В. Януковича средства для местных бюджетов две недели назад были выделены из резервного фонда бюджета.
Надо полагать что теперь, после осуществления внешнего заимствования на $1,0 млрд., правительство сможет восполнить изъятия из «неприкосновенного запаса», которым является резервный фонд. В настоящее время соотношение внешнего государственного долга к ВВП достигло 16%. По мнению финансовых аналитиков, этот показатель далек от критической отметки, и Минфин может чувствовать себя достаточно уверенно – ситуация из-под контроля не выходит.
Таким образом, отпала необходимость в продаже госпакетов акций украинских облэнерго, за счет которых отдельные «горячие головы» из Кабмина и Фонда госимущества предлагали в декабре одним махом выполнить план приватизационных поступлений и «спасти» бюджет-2006. Если учесть, что предприватизационная подготовка таких серьезных объектов занимает в среднем четыре месяца, остается только порадоваться, что в нынешнем Кабмине здравый смысл возобладал над искушением махнуть саблей и разрубить не глядя сложный узел финансовых проблем.
Кстати, о приватизации…
Это, впрочем, не означает, что к вопросам приватизации стратегических объектов не вернутся в следующем году. Дело в том, что в качестве приложения №11 к проекту госбюджета-2007 в Верховную Раду был подан документ, который называется Ориентировочный перечень объектов, подлежащих приватизации в 2007 году. Как сразу отметили парламентарии, слово «ориентировочный» подразумевает возможность внесения изменений как путем дополнения, так и вычеркивания.
Однако на сегодняшний день, по словам заместителя председателя Фонда госимущества Дмитрия Парфененко, в вышеупомянутом списке отсутствуют так называемые «голубые фишки» – «Укрзализниця», «Укртелеком», Одесский припортовый завод и т.д. «Такова была политическая воля правительства», – пояснил Д. Парфененко. Следует отметить, что вопрос наполнения бюджета-2007 так же, как и сейчас, будет напрямую увязан с приватизационными поступлениями, запланированными в объеме 10 млрд. грн. Невольно напрашивается вопрос – не повторится ли ситуация 2006 года?
Заместитель председателя Фонда госимущества полагает, что нет. По его словам, только номинальная стоимость пакетов акций, включенных в Ориентировочный перечень, составляет 7,7 млрд. грн. А рыночная цена отдельных пакетов, например, тех же облэнерго, котируется на бирже в пять раз выше номинала.
Хотя критики проекта бюджета-2007 указывают на тот немаловажный факт, что значительная часть предприятий, которые предполагается приватизировать, находятся в процедуре банкротства либо санации. А это, мягко говоря, не добавляет им инвестпривлекательности. Таким образом, вопросы по бюджету-2006 можно считать окончательно снятыми. Но далеко прятать иголку с ниткой Кабмину преждевременно. Они еще могут понадобиться в 2007 г.
Игорь Воронцов
Инф. from-ua
e-finance.com.ua