Дестабилизация работы "Киевсоюздорпроекта" может нанести ущерб развитию страны
Проектный институт "Киевсоюздорпроект" — уникальное учреждение, в активе которого проекты мостов в Киеве, Запорожье, Кременчуге и городах бывшего Союза, трассы (в том числе Киев—Борисполь и горные дороги в Крыму), объекты на севере, — не может спокойно работать. 15 ноября он подвергся нападению лиц в масках, которые травили сотрудников газом, тяжелыми кувалдами в щепки разнесли двери в кабинеты руководства и били пистолетами по голове случайных прохожих. По факту этого безобразия ждено уголовное дело. Но гарантий того, что подобное не повторится, нет, поскольку есть люди и структуры, заинтересованные в дестабилизации работы "Киевсоюздорпроекта" и захвате его здания…
По сообщению департамента общественных связей Министерства внутренних дел, а также по словам очевидцев, 15 ноября в конце рабочего дня более 20 неизвестных в масках предприняли попытку захватить административное помещение закрытого акционерного общества "Киевсоюздорпроект". Выломав входные двери, они ворвались в здание, нейтрализовали охрану слезоточивым газом (в результате чего пострадали шесть сотрудников института) и стали срезать замки на дверях служебных кабинетов. Нападающие были хорошо подготовлены (например, защищены от газа специальными респираторами и масками). Вместе с ними в здание вошли бывшие сотрудники института Игорь Тюленев, Анатолий Македон и Евгений Дидиченко, уволившиеся в 2004 году после изменения состава акционеров.
Вызванный руководством института наряд милиции Шевченковского РУГУ МВД Украины во главе с начальником райотдела Петром Мирошниченко пресек преступные действия напавших. Были задержаны 18 человек, у которых изъяли пистолеты "Форт" для стрельбы резиновыми пулями, дубинки, газовые баллончики и инструмент для взлома дверей. Следственный отдел Шевченковского райуправления внутренних дел дил по данному факту уголовное дело по статье 341 Уголовного кодекса (захват государственных или общественных зданий и сооружений).
По оценкам руководства института, зданию нанесен ущерб в размере нескольких десятков тысяч гривен. Но главное не это, а ощущение неуверенности в завтрашнем дне, напряжения и дискомфорта, которое испытывают инженеры, работающие над сложнейшими техническими проектами. Директор института Виктор Черненко говорит, что проблема сохранения кадров сейчас одна из самых важных для будущего Украины. Дикий капитализм лишил зарплаты инженеров и конструкторов, в поисках работы они ушли в другие сферы (в том числе, на пресловутый базар), и сейчас хороших специалистов, способных "тянуть" стратегические проекты, можно пересчитать по пальцам. В последние годы, когда ситуация стабилизировалась, институт загружен заказами, имеет финансовые ресурсы для выплаты нормальных окладов и потому смог "по крупицам" собрать опытных специалистов и воспитать молодых талантливых проектировщиков. В настоящее время коллектив составляют около 240 человек, среди которых есть и настоящие профессионалы. Они любят свою работу, но трудиться в условиях "военного положения", когда здание перегорожено внутренними решетками и почти ежедневно существует угроза получить палкой по голове от молодчика в маске, вряд ли согласятся. Это значит, что Украина может остаться без проектов новых мостов.
"Киевсоюздорпроект" своими силами выполняет полный комплекс проектных работ на всех стадиях.
Список достижений "Киевсоюздорпроекта" впечатляет. По его разработкам построены мосты через судоходные реки Днепр в Киеве и Днепродзержинске, Иртыш в Павлодаре и Омске, Неман в Гродно и Юрбаркасе, Даугаву в Риге, Припять в Чернобыле (скоростное строительство в радиационной зоне), ряд мостов через Днестр, Южный Буг и др. Возведены уникальные вантовые мосты с рекордными на то время пролетами 300 и более метров: Московский и Южный в Киеве, Горьковский в Риге, мост метро в Киеве арочно-консольной конструкции.
В 2004 году институт успешно закончил проектирование одного из участков скоростной автомагистрали Киев—Одесса. Составлено ТЭО крупного мостового перехода через Южный Буг в Николаеве с мостом длиной 2,7 км и подходами протяженностью 12,5 км. Прошел госэкспертизу и утвержден составленный институтом высококачественный проект городской автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье, в состав которой входят внеклассные мосты, а также транспортные эстакады и путепроводы из металла и железобетона.
Наконец, беспрецедентное строительство в новейшей истории Украины — двухъярусный Подольский мостовой переход через Днепр, который является одним из крупнейших транспортных сооружений в Европе и самым крупным в Украине, тоже плод труда специалистов "Киевсоюздорпроекта". В частности — одного из самых известных проектировщиков бывшего СССР Георгия Фукса.
В целом объем проектных работ на сегодняшний день составляет около 100 млн. грн. Стоимость же здания института, расположенного возле Львовской площади (почти в самом центре Киева) по приблизительным оценкам — 40—50 млн. грн. Именно здание "Киевсоюздорпроекта", по мнению Виктора Черненко, может являться основной целью рейдеров, которые так упорно отстаивают свои права на институт. И тут, вероятно, стоит коротко пояснить суть конфликта, апофеозом которого стал штурм здания 15 ноября.
В 90-е годы в ходе ваучерной приватизации институт был приватизирован сотрудниками. Акции переходили из рук в руки, пока одним из акционеров не стала компания, предоставившая нормальные условия работы коллективу и давшая возможность развиваться проектам. Юридические аспекты были утрясены несколькими судебными решениями, в том числе решением Голосеевского суда, после чего проведенное собрание переизбрало руководство акционерного общества, которым является институт. Прежнее руководство не смирилось с ротацией и оспорило ее в суде. Начались сложные судебные перипетии, которые мало влияли на работу коллектива, но психологически вносили диссонанс во вроде бы благополучную жизнь учреждения. Со временем группа бывших сотрудников, покинувших "Киевсоюздорпроект", создала свою конкурирующую фирму и попыталась перехватить выгодные заказы. Дошло до того, что, узнав об участии Виктора Черненко в совещании у Президента, посвященном критическому состоянию мостов в Украине, его оппоненты написали на него кляузу.
Инцидент 15 ноября является продолжением "позиционной" войны вокруг института. Поводом для вторжения молодчиков стало решение Соломенского суда Киева по иску одного из представителей враждебной стороны к другому "коллеге" о том, что ответчик не выполняет обязанности якобы и. о. председателя правления (хотя эту должность занимает г-н Черненко, а не он). В результате суд принял решение не мешать ответчику трудиться. И на следующий же день, даже не выждав отведенного на апелляцию 10-дневного срока, ответчик в компании с истцом и судебным исполнителем отправился в институт "садиться на царство". Молодчики в камуфляже с респираторами али отведенную им роль "группы силовой поддержки".
Впрочем, если этих парней можно понять (участие в подобных рейдах для них — способ заработка), то к заместителю начальника государственной исполнительной службы Святошинского района Дарье Бойко есть вопросы. Во-первых, как сказано выше, не был выдержан срок обжалования судебного решения, во-вторых, для того чтобы предъявить его руководству института, вовсе не обязательно травить газом сотрудников и выламывать двери в служебных помещениях. Правда, исполнитель открестилась от молодчиков, сказав милиции, что она их не знает.
Виктор Черненко говорит, что происходящее наносит не только материальный ущерб его организации, но и экономический — стране. Украина находится на грани технологической катастрофы: почти все мосты и дороги, построенные десятилетия назад, нуждаются в срочной реконструкции и модернизации. Иначе они не смогут выдержать возрастающие транспортные нагрузки. Вместе с тем в Украине больше нет научно-проектных учреждений, подобных "Киевсоюздорпроекту". И в случае дестабилизации его работы трудиться над соответствующими проектами будет некому. Поэтому государство должно защитить институт, остановив рейдерскую атаку на него…
Егор СМИРНОВ
Инф. versii
e-finance.com.ua