Правительство предпринимает попытки решить текущие проблемы электроэнергетики, но в отношении будущего отрасли в его планах просматривается неопределенность
Уходящий год для электроэнергетики Украины стоит назвать удачным. В 2006 произошли события, которые несколько приблизили страну к повышению инвестиционных возможностей предприятий отрасли и надежности отечественной объединенной энергосистемы (ОЭС). При этом справедливости ради стоит отметить, что некоторые решения, принятие которых также можно отнести к позитивными моментам уходящего года, появились в связи с необходимостью “героического разруливания” проблем, ставших последствием решений предыдущих.
Утверждение Энергетической Стратегии
Первое из того, что случилось за минувший год и на чем стоит остановить внимание – это принятие Украиной в марте месяце Энергетической стратегии на период до 2030 года. Документ, безусловно, является чрезвычайно значимым с точки зрения стратегического развития всего ТЭКа страны и электроэнергетики в частности. Однако качество главного “энергетического вектора” тут же было подвергнуто экспертной критике.
Стратегия предусматривает пятикратное снижение внешней энергозависимости страны и, соответственно, увеличение энергобезопасности. Достичь этого, по мнению создателей Стратегии, можно за счет повышения эффективности используемых энергоресурсов более чем в два раза (внедрение энергосберегающих проектов в энергоемких отраслях экономики – химия, металлургия, жилищно-коммунальный сектор), увеличения в три раза производства энергии за счет собственных источников (увеличение среднегодовой добычи газа с 20,5 до 28 млрд. м3, нефти до 5,4 млн. тонн и угля до 144,4 млн. тонн).
По мнению многих экспертов, документ получился слишком амбициозным, поскольку его положения вызывают сомнения с точки зрения их реализуемости. Определяя национальную энергетическую политику, чиновники не учитывали возможности экономики Украины.
В процессе анализа Энергетической Стратегии у специалистов возникло немало вопросов к ее разработчикам. Приведем пару примеров, которые, по мнению аналитиков, являются противоречиями положений документа сегодняшним экономическим реалиям.
Стратегия предусматривает к 2010 году рост экспорта украинской электроэнергии с сегодняшних 8 до 11,4 млрд. кВт/ч в год. При этом в документе также описано критическое состояние отечественной электропроводящей инфраструктуры: 34% магистральных электросетей эксплуатируются более 40 лет и нуждаются в реконструкции, 76% оборудования электрических подстанций выработали свой ресурс. Замена соответствующего оборудования за четыре оставшихся года представляется маловероятной.
Кроме этого, главная энергетическая программа прогнозирует более чем троекратное увеличение потребления электроэнергии населением к 2030 году. Это притом, что по официальным данным численность населения к 2015 году должна сократиться до 44,5, а к 2050 - до 35 миллионов. Если учесть то, что Стратегия предусматривает активное внедрение энергоэффективных программ в коммунальном секторе, то такой прогноз является слабо обоснованным.
Вопросов к Стратегии возникло множество. При этом нет ответа на главный вопрос – где взять сумму, которая нужна для реализации ее положений. Речь идет о триллионе гривен. Этот момент делает Энергетическую стратегию документом, непригодным для практического использования. Однако сам факт его утверждения – шаг вперед. У ТЭКа появился ориентир для развития, пока правда слишком абстрактный. Главное что Стратегия есть, значит, ее можно корректировать и совершенствовать.
Новые тарифы для населения
Следующее резонансное событие в электроэнергетике, о котором нельзя не упомянуть, произошло в мае. Речь идет о первом этапе повышении тарифов на электроэнергию для населения. Событие действительно стало резонансным, поскольку сопровождалось судебными тяжбами и массовыми акциями протеста.
Напомним, что начиная с мая т.г. правительство дважды поднимало цены для населения на энергоносители. На электроэнергию первый раз цена выросла в мае с 15,6 коп/кВт-ч до 19,5 коп/кВт-ч, второй – в сентябре до 23 коп. за кВт/ч. Оба раза тариф повышался на 25%.
В НКРЭ, к компетенции которой относится тарифообразование на энергоносители, утверждают, что это было необходимое решение, поскольку действующие до мая месяца тарифы были установлены в 1999 году и оставались “законсервированными” семь лет, на протяжении которых цены на энергоресурсы постоянно росли. В результате искусственного удерживания тарифов на электроэнергию получилось так, что население страны покрывало лишь 36% тех средств, которые энергоснабжающие предприятия (облэнерго) тратили на доставку киловатт часа бытовым потребителям.
Напомним, что облэнерго являются поставщиками электричества и покупают его на оптовом рынке (ОРЭ – ГП “Энергорынок”). При этом с “Энергорынком” облы должны рассчитываться в полном объеме. Чтобы поставщики электричества не терпели убытки, часть средств, которую недоплачивало население, правительство возложило на плечи небытовых потребителей: промышленные предприятия, аграрный и коммунальный сектор, малый и средний бизнес. Для последних это вылилось в дополнительные 17% стоимости потребленной электроэнергии. За счет появившегося перекрестного субсидирования (субсидирование одних потребителей за счет других), по данным НКРЭ, на протяжении 2005 года дотации населению составили 3,6 млрд. гривен, а если бы цена тока оставалась прежней, в 2006-м эта сумма выросла бы до 6 млрд.
Эксперты считают обоснованным приятие НКРЭ столь непопулярного решения. Не случись этого, промышленники были бы вынуждены повышать цены на свою продукцию для того, чтоб компенсировать растущие расходы на дотирование населения, повышая тем самым риски инфляции. При этом население, сэкономив несколько гривен на электричестве, потеряло бы гораздо больше на росте потребительских цен.
Следующее повышение тарифа для населения стоит ожидать весной следующего года.
Долги ТЭКа
К наиболее позитивному моменту уходящего года, наверное, стоит отнести начало реализации второго этапа мероприятий, предусмотренных законом Украины “О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭК” (подписанного Президентом в середине 2005 года).
Напомним, что закон разработан для реструктуризации многомиллиардной взаимной задолженности предприятий ТЭКа, накопившейся с конца 1990-х годов. В те годы из-за низкого уровня доходности и слаборазвитой финансовой системы между предприятиями отрасли была распространена практика неденежных расчетов. У предприятий практически не было оборотных средств. По сути, ТЭК на протяжении нескольких лет дотировал экономику государства, работая себе в убыток. Общая сумма взаимного долга превышает 17 миллиардов гривен.
Согласно закону “О мерах…”, кризис неплатежей прошлых лет будет разрешен в три этапа:
* составление реестра должников и открытие спецсчетов для проведения взаиморасчетов (этап завершен);
* централизованный взаимозачет дебиторской/кредиторской задолженности путем составления замкнутых финансовых цепочек между дебиторами/кредиторами на равные суммы долга (этап в процессе реализации);
* списание безнадежных долгов и реструктуризация оставшегося непогашенного долга (этап должен быть реализован в течение 2007 года).
В случае, если все задуманное будет успешно реализовано, реструктуризация и погашение долгов существенно повысит рыночную стоимость активов энергетических компаний, что станет шагом к приватизации энергетических компаний. Отметим, что в 90% стран мира энергетика уже давно находится в частных руках. В Украине же большинство активов отрасли остаются под управлением государства, которое трудно назвать эффективным собственником.
По данным ГП “Энергорынок”, по состоянию на 18.12.2006 года произведено взаимозачета долгов на общую сумму 1,406 млрд. гривен.
Пуск Ташлыкской ГАЭС
В начале октября этого года был запущен в работу первый гидроагрегат Ташлыкской гидроаккумулирующей станции (ГАЭС).
Строящаяся уже более двадцати пяти лет Ташлыкская ГАЭС является составной частью Южно-Украинского комплекса ОЭС страны (кроме ГАЭС, он также включает в себя Южно-Украинскую АЭС и Александровскую ГЭС). Электростанция строится для покрытия пиковых нагрузок в юго-западной части энергосистемы страны.
Как известно, пиковые нагрузки возникают в утреннее и вечернее время, когда потребление электричества в энергосистеме резко возрастает. В такие моменты в работу вступают пиковые (маневренные) генерирующие мощности, способные в нужный момент увеличить или уменьшить подачу электричества в энергосистему, поддерживая тем самым баланс напряжения в сети. Маневренными мощностями являются ГЭС и ГАЭС.
От наличия необходимого количества пиковых мощностей напрямую зависит надежность любой энергосистемы. Их нехватка – одна из серьезнейших проблем ОЭС Украины. В результате этого, в несвойственном для себя маневренном режиме сегодня вынужденно работают энергоблоки ТЭС, что пагубно отражается на их техническом состоянии.
Мощность первого пускового комплекса Ташлыкской ГАЭС в составе двух агрегатов - 300 МВт, годовое производство электроэнергии - 175 млн. кВтч при работе двух агрегатов. Стоимость первого пускового комплекса составляет 1 млрд. 028 млн.грн.
Что будет в 2007
Какие новшества ожидают отрасль в году грядущем, и ожидаются ли таковые вообще, прогнозировать мы не будем. Возьмемся лишь упомянуть о некоторых возможных изменениях в электроэнергетике, предпосылки для которых имели место в году текущем.
Отмена единых тарифов
В первую очередь стоит отметить намерения правительства отказаться от действующей методики формирования “единых тарифов” на электроэнергию (для небытовых потребителей), которая была введена в сентябре 2005 года, и возврат к рыночной модели тарифообразования, действовавшей до этого.
Разница между ними заключается в подходе к установлению величины той части тарифа, которая покрывает стоимость доставки электричества (цена самого киловатт часа при этом одинакова). Согласно рыночной методике, эта величина покрывает реальную себестоимость доставки, которая зависит от специфики каждого региона: категории и количества потребителей электричества, мощности и состояния электропроводящей инфраструктуры. В связи с этим, в каждой области потребители платили за доставку тока свою цену, соответственно отличалась и итоговая цена электроэнергии. Отметим, что подобный подход доминирует в мировой практике.
Но в августе прошлого года Минтопэнерго сделало революцию в ценообразовании на электричество, введя “единые тарифы”. Грубо говоря, сегодня тариф считается как среднее арифметическое реальной стоимости тока во всех областях страны. Таким образом, образовался новый вид перекрестного субсидирования – в разрезе регионов, чего, согласно законодательству, быть не должно.
Напомним, что в ноябре НКРЭ разработала и разослала министерствам проект постановления Кабмина "О переходе на рыночное формирование тарифов на электрическую энергию, которая продается потребителям".
Грядет приватизация
Кроме этого, в следующем году должен состояться очередной этап приватизации энергокомпаний. Напомним, что в начале декабря ВР приняла закон о перечне объектов права госсобственности, подлежащих приватизации в 2007 году. Электроэнергетика представлена в списке пакетами акций двенадцати компаний (11 энергоснабжающих компаний и 1 генерирующая). Общая номинальная стоимость представленных к продаже долей составляет 96, 321 млн. гривен, при этом рыночная цена должна быть на порядок выше. Наибольший ажиотаж стоит ожидать вокруг “Прикарпатье-”, “Львов-” и “Полтаваоблэнерго”, за контроль над которыми ведут борьбу их основные акционеры Игорь Коломойский и Константин Григоришин. Кто выкупит упомянутые доли, тот и будет фактически управлять компаниями.
Новые перспективы для малой гидроэнергетики
Отметим также, что некоторые эксперты считают возможным принятие в следующем году закона о стимулировании развития отечественной малой гидроэнергетики. Предпосылкой к этому можно считать утверждение парламентариями в ноябре месяце данного документа в первом чтении. Аналитики пророчат прилив инвестиций в украинские малые ГЭС (МГЭС), если закон вступит в силу. В этом случае государство будет обязано выкупать электроэнергию МГЭС, независимо от производимого ее количества, по цене оптового рынка электроэнергии. Учитывая то, что оптовый тариф электричества на ОРЭ уверенно растет, малые ГЭС будут становиться все более привлекательными объектами вложения инвестиций.
Принятие данного закона в ближайшем будущем возможно по причине того, что выгодна от этого (по крайней мере, теоретическая) просматривается как для инвесторов, так и для государства. Выгода первых будет состоять в получении прибыли от продажи дешевого по своей себестоимости электричества по цене ОРЭ. Государство же сможет снять остроту проблемы нехватки маневренных мощностей в энергосистеме, создавая при этом условия для развития в стране “зеленой” энергетики.
Инф. economica
e-finance.com.ua