Нефтяной конфликт между Россией и Белоруссией породил представление о том, что может образоваться парадоксальный альянс транзитных государств, направленный против российских интересов, говорится в статье российской Независимой газеты.
Украина с оранжевым президентом и донецким премьером может протянуть руку авторитарному белорусскому батьке. Однако представляется, что с такими прогнозами лучше не спешить.
Действительно отношения между Россией и рядом стран СНГ в последнее время осложнились - "размашистая" российская энергетическая политика на постсоветском пространстве рождает противодействие. Это относится и к судорожным действиям белорусских властей (которые давно саботируют любые интеграционные начинания в рамках Союзного государства), и к позиции Азербайджана, который отказался транспортировать нефть до Новороссийска, и к стремлению Грузии решить вопрос энергетической зависимости от России. Точно так же верно, что значительная часть политического класса Украины тяготится такой зависимостью. Однако степень координации усилий между различными соседями России на сегодняшний момент носит явно недостаточный характер для того, чтобы создать ей дееспособную альтернативу на постсоветском пространстве.
В кризисных ситуациях наглядно действует принцип "каждый за себя". Вспомним недавний российско-грузинский конфликт, когда Тбилиси пытался заручиться поддержкой своих партнеров по блоку ГУАМ. Однако дальше умеренных выражений сочувствия (желательно тет-а-тет) дело не пошло. Ведь у каждой страны есть свои интересы, которые она старается отстоять, в том числе путем компромиссов. На постсоветском пространстве - как и среди современных государств вообще - альтруистов не наблюдается.
Что же касается слухов о возможности возникновения конкретного украинско-белорусского альянса (они активизировались в связи с сообщениями о предстоящей в феврале встрече между Виктором Ющенко и Александром Лукашенко), то на его пути есть вполне очевидные препятствия.
Во-первых, особенности характера Александра Лукашенко, славящегося своей непредсказуемостью. Если Россия - давний исторический партнер Белоруссии - не смогла выстроить с ним стабильные и предсказуемые отношения, то это в еще большей степени относится к Украине. Выстраивать серьезные коалиции с режимом Лукашенко сейчас не решится ни один ответственный политик - особенно если учесть, что можно всерьез испортить отношения с Россией и не получить взамен достаточной компенсации.
Во-вторых, Украина является объективным конкурентом Белоруссии в качестве транзитной страны. Обратим внимание на некоторые события, происходившие во время последнего нефтяного кризиса. Уже 8 января советник председателя правления компании "Укртранснафта" заявил, что Украина намерена увеличить транзит российской нефти и переговоры на эту тему уже ведутся. Разумеется, украинский представитель отметил, что привязки к белорусской ситуации в данном вопросе не существует, но было очевидно, что просто так в подобный момент заявления не делаются. По сути, Украина позиционировала себя не как "друг" Белоруссии, а как более надежный и вменяемый партнер России и Европы в нефтяном вопросе.
Кроме того, украинским властям в настоящее время крайне сложно проводить сколько-нибудь внятный внешнеполитический курс: нарастают противоречия между президентом и опирающимся на парламентское большинство правительством.
Далее отметим позицию украинского бизнеса, который зависит от стабильных поставок российских энергоносителей. Бизнес представлен во всех фракциях Рады - как пророссийских, так и антироссийских - и не в его интересах допускать действия, способные привести к серьезному ущербу как для экономики Украины в целом, так и для отдельных компаний в частности.
Таким образом, перспектив у направленного против России украинско-белорусского союза (и тем более подключения Белоруссии к деятельности ГУАМ) на сегодняшний день не видно. Другое дело, что с каждой из этих стран России приходится выстраивать отношения, ориентируясь не столько на стратегическую перспективу, сколько на решение тактических задач. Чем дальше, тем больше доминирование России на постсоветском пространстве будет ставиться под вопрос как западными государствами, так и ее партнерами по "полуживому" СНГ. Однако этот процесс скорее всего не будет носить обвального характера, и большинство его участников будут стараться - в отличие от Михаила Саакашвили - без особой нужды не эпатировать Россию.
Инф. korrespondent
e-finance.com.ua