У страны, как и у людей – весеннее обострение. Людям грозит авитаминоз, а стране, по уверениям антикризисной коалиции, – экономический коллапс.
Так, в распоряжении «Главреда» оказался проект постановления Кабинета министров, который будет принят на сегодняшнем заседании правительства – «О неотложных мерах по недопущению негативных последствий в социально-экономической сфере, связанных с обострением политической ситуации в стране».
То есть, кроме словесных угроз в адрес Президента, его Секретариата и местной оппозиции, коалиция решила перейти к письменным обращениям. Чем же еще можно заставить Виктора Ющенко, неплохого, все-таки, экономиста, угомониться, как не угрозами в экономической сфере? А, может, именно обладая хорошей экономической базой, Виктор Андреевич и не реагирует на экономическое пугало коалициантов-таксидермистов?
Итак, в начале текста документа, как всегда, Кабмин хвалит себя и свои успехи. Мол, «за период своей деятельности Кабмину удалось сломать негативные тенденции кризисного положения в экономике и выйти через политику национального единства на траекторию стойкого экономического роста». Они хоть сами поняли, что написали? Это, предположим, была поэзия. Теперь идут «сухие» цифры: «Первые месяцы текущего года подтвердили верность выбранного пути политики правительства: в январе-феврале 2007 года состоялся рост экономики на 8,6%». «Прирост объемов производства промышленной продукции за январь-февраль 2007 года – 13,4%». Далее идут сентенции о том, что в Украине соблюдается ценовая и курсовая стабильность и обеспечивается социальная защита населения (также Кабмин напомнил о трехэтапном повышении социальных стандартов). Кабмин намекает на то, что уже рассматривает возможность дальнейшего повышения соцстандартов, поскольку предпосылками для этого является «успешная работа экономики в первом квартале».
Но, как всегда при такой радужной обстановке, у Кабмина есть несколько «но»: ситуация политическая может привести к дестабилизации ситуации экономической. Значит, отсюда появляется вопрос о стабильности всех макроэкономических достижений Януковича-Язарова, которые декларировались в начале проекта постановления. Уже прослеживаются, по мнению составителей документа, следующие негативные явления:
- ухудшение инвестиционных рейтингов Украины,
- сокращение двусторонних контактов (а трехсторонних – нет?, - Ред.),
- расчетов за энергоносители, снижение платежной и налоговой дисциплины (это всего лишь за неделю после выдачи Президентом указа? - Ред.),
- увеличение задолженности по заработным платам (Каким образом? Ведь это не дело распущенной Президентом Верховной Рады зарплату людям обеспечивать? – Ред.)
Несмотря на стабильный курс, это привело, по мнению кабминовцев, к ажиотажной скупке валюты: «Лишь за 5 дней апреля 2007 года средний объем продажи валют за день на межбанковском рынке возрос в 1,6 раза по сравнению с мартом. Происходит падение курса гривны относительно доллара США на наличном рынке…» Напомним, в конце марта замглавы НБУ Александр Савченко в интервью «Главреду» уверял в стабильности национальной валюты.
Также кабминовцы предрекают еще большее повышение цен на бензин (уже сейчас, по данным Минэкономики, цена на топливо возросла на 10%). Правительство в проекте постановления говорит о формировании угрозы повышения цены также и на энергоресурсы, что, в конце-концов, создает угрозу энергетической безопасности страны. И это при том, что уже сейчас, по нашей информации, готовятся к отправке в Москву новые газовые соглашения на 2008 год. Теперь вдвойне интересно, какими они будут. Ко всему этому «тихому ужасу», Кабмин добавляет реплику об угрозе вступлению Украины в ВТО. Напомним, что отставленная Президентом Верховная Рада уже сделала свое дело на этом поприще, приняв весь пакет законов по ВТО, а поэтому на уровне нынешнего политического кризиса, при условии, что он не будет разрастаться, ничего не может помешать Украине вступить в ВТО к концу лета.
Также, в связи с политической конфронтацией, Кабмин вспомнил о своих прямых обязанностях – показать стране, наконец-то, Программу социально-экономического развития на текущий год, которая, по неизвестным причинам, Кабмином же и заблокирована, а также презентовать Программу действий правительства, без которой Кабмин правительствует уже десятый месяц.. Хотя бы ради простого человеческого любопытства – что же у них там такого в Программе? – следовало бы прекратить противостояние...
В связи со всем вышесказанным, Кабмин предлагает (в проекте) постановить:
1. «Обеспечить бесперебойное функционирование объектов жизнедеятельности страны (транспорта, связи, энергетики), контроль за деятельностью техногенно небезопасных объектов и объектов повышенной безопасности». То есть все, что было и в предыдущем постановлении Кабмина.
2. «Усилить контроль по обеспечению транзита территорией страны энергоресурсов для европейских потребителей».
3. «взять под контроль надежное функционирование стратегически важных для экономики и безопасности государства объектов». (Не поставить ли группу «беркутовцев» на особо «стратегические» объекты, как, к примеру, «Укрнафта»?)
Усилить контроль:
«за ценовой стабильностью, недопущением создания дефицита на социально значимые товары и спекулятивного роста цен на них», а также «за расчетами за энергоносители». Попахивает ручным управлением экономикой в целом, и ценовой политикой в частности, что, в принципе, вполне в духе нынешнего состава Кабмина;
А также, Кабмин предлагает возложить персональную ответственность на местные органы самоуправления за недопущение возникновения задолженности по зарплатам бюджетных учреждений, за «своевременное поступление налогов, сборов (обязательных платежей) в полной мере в бюджетные учреждения и государственных целевых фондов от предприятий, которые находятся в сфере их управления». То есть, по сути, как всегда, вся ответственность за бюджетное наполнение и выплату социалки, снова ложится на местные органы власти.
В качестве срочных мер, Кабмином предлагается «ввести жесткий режим экономии бюджетных средств – разработать и утвердить мероприятия по сокращению расходов на представительские цели, содержание легкового транспорта, мобильных телефонов, зарубежные командировки, покупку мебели, бытовую технику». То есть, Яценюк, как и Тарасюк, снова обойдется без зарубежных командировок. А другие представители правительства будут приглашать зарубежных коллег к себе в гости – пущай они тратятся. Вот уже сегодня к нам приехала парламентская делегация из России. Разруливать ситуацию будут.
В конечном счете, все подобные постановления в лучшем случае, не приводят ни к чему, а в худшем - сеют панику среди населения. Увидав такой документ, каждый второй побежит в обменный пункт.
Комментарии:
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер:
- Экономическая ситуация в стране будет зависеть только от того, насколько долго будет продолжаться политический кризис. Есть три параметра, от которого зависит развитие ситуации в экономике: если конфликт между политическими сторонами будет острым, если у субъектов хозяйствования будет ощущение, что есть выход (то есть некая тенденция, которая указывает на скорое разрешение вопроса) и его временная продолжительность. В зависимости от этих параметров будут видимы экономические последствия. Конечно, у экономики есть резервы, при которых она не обращает внимания на эти вещи, но чем противостояние острее, чем конфликтнее и длительнее и чем меньше оснований считать, что выходы из кризиса есть, тем больше риски, при которых публика (например, потенциальные инвесторы, - Авт.) изменит свои обычные планы.
Азаров в своих заявлениях подчеркивал, что, если в двухнедельный срок конфликт не будет исчерпан, все станет совсем плохо…
- Повторяется ситуация, которая была во время Оранжевой революции: когда первые лица государства начинали пугать субъектов предпринимательства последствиями. Я считаю, что их обязанность – успокаивать, а не пугать. Это, можно сказать, ошибка чиновника – предрекать катастрофу. Чиновник должен сделать все, чтобы смягчить непредвиденное поведение население и субъектов хозяйствования, а не, наоборот, усиливать эксцессы.
Уже поднялись цена на бензин на 10%, а “Standart&Poor’s” опустило прогноз по кредитным рейтингам…
Это пока что просто говорит о том, что есть конфликт. Эта адекватная реакция: есть простуда – температура подскочила, но это не означает, что человек смертельно болен. Если же начнет лихорадить, тогда можно будет говорить о более серьезной болезни. Но, главное, что должностные лица не должны ускорять кризис своими заявлениями, а должны в пределах своих полномочий предотвращать его. Если же они его ускоряют, то это означает, что они используют этот метод в политической борьбе.
В частности, Кабмин в проекте постановления предлагает в срочном порядке принять ряд законов (в том числе «Об акционерных обществах»). Как при такой ситуации, можно принимать подобные сложные законы?
Я могу только поддержать эту идею. Просто стратегическая и законотворческая работа у нас идет с таким скрипом, что можно даже поблагодарить кризис, если вдруг будут приняты эти законы. Другое дело, что сейчас есть вопрос о том, легитимна ли Верховная Рада или нет? В принципе, кто может возражать против принятия таких срочных законов? То, что до сих пор нет закона «Об АО» - это позор!
А не может случиться так, что все законы, выгодные антикризисной коалиции, будут приняты «под шумок»?
Вы же знаете, что этого не будет, поскольку Президент сказал, что не будет подписывать законы ВР.
Ольга Василевская
Инф. "glavred">glavred
e-finance.com.ua