Бизнес требует равноправия с фискальными органами
В Украине, в отличие от подавляющего большинства стран постсоветского пространства, пока что нет Налогового кодекса — сведения всех налоговых норм, регламентирующих деятельность любого бизнеса, являющегося точкой отсчета его развития и стратегии. Отдал должное — вовремя и в полном объеме — государству, все остальное имеешь право считать своим, — справедливо рассуждает предприниматель. Но как понимать «должное», которому надлежит сюда входить? Вокруг этого вопроса — нынешние споры и дискуссии на различных уровнях.
Налоговый кодекс Украины, проект которого нынче дорабатывается Министерством финансов, должен не только обобщить все налоговые нормы, которые нынче распылены по нескольким сотням документов и иногда противоречат друг другу, но и создать предпринимательскую атмосферу нового толка — не фискальную, а стимулирующую, не угрожающую, а такую, которая помогает предпринимателю наладить партнерские отношения с государством.
Обсуждение проекта Налогового кодекса продолжается при активном участии представителей Украинского союза промышленников и предпринимателей. Содержание предложений промышленного сообщества, а всего их было около 80-ти, сводится к одному: Налоговый кодекс должен базироваться на принципе равноправных и партнерских отношений между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы. Это — главное и неизменное, остальное может послужить темой для компромисса.
Вот простой пример. Проект Кодекса включал норму, позволяющую налоговикам осматривать жилье граждан как зарегистрированное местонахождение налогоплательщика без предварительного получения решения суда, а также делать в ходе проверки фотографии, осуществлять аудио- и видеосъемку. В конечном итоге, с неправомерностью этого положения согласились и сами налоговики.
Промышленно-предпринимательское сообщество настаивает на усилении ответственности контролирующих органов за нарушение процедур проведения проверок, безосновательное проведение внеплановых проверок и другие действия, нарушающие права налогоплательщиков. Принципиальным является то, что правонарушением будут считаться не только действия или бездеятельность налогоплательщика, но и действия или бездеятельность должностных лиц, если они нарушают Налоговый кодекс и другие нормативно-правовые акты. УСПП критикует и дополнительные требования для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности, настаивает на том, что в случае изменения позиции налогового органа, зафиксированного налоговым разъяснением, налоговые обязательства налогоплательщика, возникающие в связи с этим изменением, не корректируются и не выплачиваются. Предприниматели настаивают на четком установлении перечня оснований и порядка получения контролирующими органами от налогоплательщика копий документов, сближении бухгалтерского и налогового учета, урегулировании проблемных вопросов, связанных с уплатой НДС и тому подобное.
На сегодняшний день согласовано более 30 предложений. Министерство финансов как главный разработчик проекта Налогового кодекса практически полностью учло предложения делового сообщества к разделу «Общие административные положения» и согласилось с большинством предложений к разделам «Налог на прибыль предприятий» и «Налог на добавленную стоимость».
Вячеслав НЕЧИПОРЕНКО
Инф. "day">day
e-finance.com.ua