Вместо многих сборов вводятся налоги
Изъять неэффективные, ввести новые и усовершенствовать уже существующие механизмы получения поступлений в бюджет в городах — главные направления XVI раздела Налогового кодекса, который обсудили на очередном круглом столе в Минфине. Действующая система, как считают специалисты, за 12 лет устарела и нуждается в реформировании.
Уходя от жизненной практики «уплаты налога из рук в руки», которая вымывает из горбюджета немало средств, предлагается ввести два новых механизма. Вместо действующего рыночного сбора устанавливается налог за торговые места на рынке. Принципиальное отличие здесь заключается в определении налогоплательщиком фактического владельца всей рыночной земельной территории, а объектом налогообложения — торговое место на этом участке (от 1 до 4 м
2 рыночной площади). «Мы уходим от необходимости уплаты этого сбора каждым, кто пришел работать на рынок. Это — миллионы плательщиков...», — говорит начальник отдела местных налогов, ресурсных и других платежей департамента налоговой и таможенной политики Минфина Сергей Серветник.
Власть на местах разработает так называемый паспорт рынка, где четко определят общее количество возможных торговых мест: открытые места, павильоны, прилавки для временной торговли и другое. «Коэффициент специфики работы рынка» позволит установить прозрачный размер налога. Он будет вычисляться на основании заполняемости торговых мест, сезонности рынка, отмечает Серветник. Таким образом, средства, оплаченные предпринимателями согласно нового порядка — это будет обычная плата за пользование торговым местом. Облегчение от изменений почувствует и ГНА. Отчетный период для плательщиков составит календарный год, который значительно уменьшит ежемесячные авралы в налоговой службе городов.
Еще одним законодательным новшеством будет налог за специально отведенные места для парковки транспортных средств. Это обновленная версия нынешнего сбора за парковку автотранспорта. Плательщиком в бюджет уже будет не отдельно взятый водитель, а лицо, получившее право на организацию автостоянки. «В зависимости от этого количества (мест парковки. — Авт. ) и будет рассчитан налог... Это объективная неизменная величина», — объясняет Серветник.
В борьбе с рудиментами прошлого, разработчики Кодекса решили упразднить пять сборов: за выигрыш на ипподромных бегах и за участие в них; с лиц, участвующих в е на тотализаторе на ипподроме, на право проведения конкурсной распродажи и лотерей; на выдачу ордера на квартиру. Мотивируют такое решение просто: расходы на их администрирование больше собранных доходов.
Но вместо этого вводится абсолютно новый сбор — за выдачу разрешения на размещение объектов ального бизнеса. Он должен вывести этот сегмент из тени и ликвидировать двойное лицензирование в сфере ных . Действительно ли это так?
По мнению эксперта Ассоциации городов Украины по вопросам бюджета Юрия Ганущука, этому не способствует расплывчатое толкование объекта налогообложения. «Должен быть конкретный автомат, дающий прибыль, потому что в помещение можно впихнуть их даже 100 единиц», — уточняет он.
Различное отношение и к строительному сбору. «Он не является новым, потому что вводится взамен платы за инженерно-транспортную и социальную инфраструктуру населенных пунктов. Эта плата законом установлена, но формально нет статуса налога или сбора», — говорит директор департамента налоговой и таможенной политики Сергей Чекашкин. Величина ставок устанавливается, исходя из стоимости строительства — до 20% для стоимости инженерных сооружений и нежилых домов, и до 10% — для жилых (из расчета стоимости квадратного метра). Освобождению подлежит, в частности, социальная инфраструктура.
Такой градацией ставок также не доволен Ганущук. Мол, когда даются различные ставки — это значит налоговую льготу. Он предлагает предоставить право на ее установление именно местным органам, в казну которых будет поступать такая прибыль. «Не нужно бояться того, что государственный бюджет часть своих средств заплатит в местный... Мы же также платим НДС, когда покупаем товары», — говорит он, объясняя предложенные Кодексом исключения.
Наряду с налоговыми «конфетами» Ганущук советует сразу давать в разделе и «таблетки», во избежание непредсказуемости. По его мнению, одна из них — долгожданный налог на землю. «Главное, что может спасти вторую корзину — нормальное функционирование налога на землю, который должен перейти в местное распоряжение», — резюмирует он. Не соглашаются с ним Минфин и ГНА. Представитель последней отмечает: такие изменения невозможны сегодня из-за непрочного законодательного фундамента и постоянных изменений в этом вопросе.
Поддерживает эксперта Ассоциации городов Украины и городской председатель г. Украинки Петр Козырев. Налог с доходов физических лиц следует начислять по месту регистрации физических лиц, рассуждает он. А вот городской председатель г. Борисполь Анатолий Федорчук акцентирует внимание на потребности отдать городам часть налога на прибыль предприятий. «За семь месяцев в городе поступления от него составили 45 миллионов гривен. Нам бы хватало и 10% этой суммы», — говорит он.
Финансовым аппетитам мэров разработчиками Налогового кодекса якобы сочувствуют. Но пойдет ли Минфин на сознательное урезание важных источников поступлений в центральную казну — покажет время. А до тех пор удовлетворять денежные интересы городов предлагают обновленными и усовершенствованным сборами, которые отныне получают более высокий статус налогов, что, кстати, может попасть под огонь оппозиции: мол, не многовато ли в нашей стране налогов и не ввести ли еще один налог — на воздух?
Наталья БЕЛОУСОВА
Инф. "day">day
e-finance.com.ua