• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Панацея или провал: опыт введения накопительного уровня пенсионной системы в разных странах мира
    2017-11-30 12:00:04

    Кабмин рассчитывает введение второго, накопительного уровня пенсионной системы в 2019 году. Delo.UA разбиралось, как эта реформа проходила в других странах.

    В октябре этого года народные депутаты после долгих публичных дискуссий и конфликтов приняли пенсионную реформу, инициированную премьером. Тем не менее, в большинстве своем реформа касалась изменений действия в нынешней солидарной пенсионной системе, тогда как такой важный аспект как обязательный накопительный уровень упоминался лишь в планах на 2019 год. В Кабмине рассчитывают, что ко второму уровню привлекут иностранные пенсионные фонды. Как бы там ни было, но второй уровень пенсионной системы будет очень затратным и воспринимается экспертами неоднозначно. Delo.UA попыталось разобраться, как такие проблемы решались в других странах, а также какие существуют механизмы введения второго уровня пенсионной системы.

    Латиноамериканский эксперимент

    Вопрос второго уровня пенсионной реформы — обязательных накопительных отчислений граждан — является достаточно новым не столько для Украины, сколько для всего мира. Впервые такую системы ввели в 1980-м году в Чили, и на протяжении семи лет они были единственными в мире, кто решился на этот шаг. Первые 20 лет к такому подходу присоединялось не так уж и много стран (на сегодняшний день второй уровень пенсионной системы действует в 36 странах мира). Среди них можно определить частично пересекающиеся две группы: зажиточные страны ОЭСР, а также большинство стран Латинской Америки.

    Последние стали возможностью взглянуть на возможные результаты пенсионной реформы для развивающихся стран, учитывая риски неокрепших экономик с проблемами государственного управления. Результаты по региону существенно отличаются. Если пионеры обязательных накопительных пенсионных фондов, Чили и Перу, показали хорошие результаты, то в других странах возникли свои проблемы с имплементацией. В Колумбии и Мексике пенсионная реформа привела к тому, что вместо роста общенационального пенсионного фонда, он начал постепенно сокращаться, тогда как граждане Аргентины и Боливии оказались под давлением поднявшихся налоговых ставок, что не добавило популярности системе, а также привело к частичной тенизации доходов.

    Вместе с тем, большинство стран почувствовало косвенное влияние новообразованных пенсионных фондов, фактически давших жизнь местным фондовым рынкам.

    Огромный ресурс для инвестиций был также по разному использован, в зависимости от моделей управления этими фондами (государственные/негосударственные, а также зависимо от возможностей внешних инвестиций), но все же он оживил финансовую активность в странах региона.

    В отчете ОЭСР по поводу пенсионных реформ в Латинской Америке, организация признала наличие проблем во введении "второго уровня", однако подчеркнула, что проблемы заключаются не столько в системе, сколько в ее имплементации. Эксперты отметили необходимость четкого выбора между одной из двух моделей: либо централизованной с минимальным количеством государственных накопительных фондов, либо же конкурентной — с максимально простым доступом фондов к рынку. Промежуточные варианты не позволяют удешевить обслуживание накоплений для граждан ни через эффект масштаба и социальные программы, ни через конкуренцию. Кроме того должна быть обеспечена максимальная прозрачность инвесторов для поддержания доверия вкладчиков — иначе система имеет большие риски послужить поводом для ухода доходов работников в тень. И, наконец, государство должно обеспечить регуляторные и коммуникационные предпосылки для деятельности фондов. Первое обеспечит максимальную легкость активности, как фондов, так и инвесторов, а второе ознакомит население с преимуществами и недостатками тех или иных способов накопления.

    Стремясь в Евросоюз — опыт Польши

    Сами термины первого, второго и третьего уровня (pillars) пенсионной системы были определены Всемирным банком в 1998 году. Это было связанно с попыткой центрально-европейских стран провести структурные реформы с минимальными рисками для населения. Проведение пенсионной реформы стартовало практически во всех странах региона — от довольно развитых Чехии и Словении, до более кризисных Румынии и Болгарии. Несмотря на отличия в предпосылках страны объединяли евроинтеграционные стремления и огромные проблемы с негативным приростом населения, что подталкивало их к как можно скорейшему изменению пенсионной системы. Изменения были подобные во всех странах, потому показательным можно считать опыт Польши, где реформа прошла по самым стандартным условиям.

    К реформе пенсионная система Польши подошла с плохими предпосылками и тяжелым наследием стабилизационных изменений начала 90-х. Главной мотивацией реформы 1999-го стало сокращение госрасходов на пенсии, хотя побочные эффекты в виде возникновения рынка капитала также брались во внимание. Особенностью польской пенсионной реформы стал широкий уровень ее поддержки как среди элит, так и среди простых граждан. К тому же ее не пытались менять, исходя из политической конъюнктуры. Так, реформу начало левоцентристское правительство, однако даже после прихода к власти правых реформа продолжалась согласно графику. Кроме того, введение второго уровня широко поддерживалось "Солидарностью", что добавило общественного доверия к изменениям. Распределение между первым и вторым уровнем пенсионной системы изначально было сдвинуто в сторону второго, без постепенного повышения его удельного веса.

    В целом центрально-европейские страны взяли за основу ту самую чилийскую схему, добавив к ней переход от солидарной системы, добровольный накопительный уровень, а также расширив охват социальной пенсии на некоторые группы работников (шахтеры, фермеры и т.д.). В некоторых странах региона апробировалась система страховых платежей, однако позднее она сводилась к непосредственно накопительной системе.

    Тяжелые предпосылки,успех прежних реформ и желание присоединится к ЕС заставило правительства перейти на накопительную систему с максимальной скоростью.

    Это помогло избавиться ловушки старения населения в будущем, способной сделать реформу очень дорогой для населения. Однако эта же поспешность вызвала и немалые проблемы для государств в ближайшем будущем.

    Не выдержали натиска

    После первой волны реформ в конце 90-х, в 2010-2012 регион охватила новая волна — уже связанная с корректированием негативных последствий от реформы. Заданные соотношения солидарной и обязательной накопительной системы (или же слишком быстрый темп роста этого соотношения в пользу второго уровня) привели к существенному давлению пенсионных фондов на государственный бюджет.

    Страны просчитались с объемом социальных пенсий, а также с количеством людей, оставшихся на солидарной системе по причине возраста (для них переход на накопительную систему был бы уже нецелесообразным).

    Так или иначе, многие страны начали корректировать свои программы с учетом новых реалий, часто противодействуя масштабному внутреннему давлению.

    Вторая волна реформ началась в Чехии, где на протяжении шести лет с 2010 осуществлялись постоянные корректировки второго уровня, а также пересмотры категорий попадающих под социальное пенсионное обеспечение. В 2011 практически одновременно запустились пересмотры в пенсионных системах Румынии, Словакии и Польши. Поляки решили с 2012 года уменьшить сбор на второй уровень с 7,3% аж до 2,3%. При этом ставку решили постепенно подымать до 2,8% в 2013 и продолжать ежегодное повышение до 3,5% в 2017. Такое кардинальное падение ставки на второй уровень было осуществлено для параллельного поднятия взноса в первый уровень до 5%, однако к 2017-му оно должно было опуститься до 3,8%. Также была реформирована система налогообложения для третьего уровня пенсионной системы (добровольных накоплений). Этим правительство надеялось стимулировать компенсацию сокращения удельного веса второго уровня, при этом пополнив дефицит, созданный дырой в первом уровне.

    Подобные коррективы в реформы были внесены также в Словакии и Румынии, где, как и в Польше, власть столкнулась с большим сопротивлением со стороны общества и политиков, ранее имплементировавших эту реформу. Однако, несмотря на разговоры об "откате" реформы, эти изменения более похожи на корректировку с поправкой на экономические возможности страны. Более того, эксперты Всемирного банка предполагают, что такие коррективы наоборот помогут быстрее достигнуть большего охвата пенсионеров именно через накопительную систему.

    Куда хуже события обернулись в Венгрии, где в 2010 году решили временно отказаться от уже введенного второго уровня. В 2011-м в Будапеште сменили риторику на "заморозку" (что означало фактическое прекращение существования накопительной системы, однако формально деньги на счетах закреплялись за людьми в случае введения системы опять). Такие решения были приняты для преодоления бюджетного дефицита, появившегося в том числе и из-за растущей дыры в пенсионном фонде страны. Однако такие действия грозят больно ударить по стране в будущем, когда старение населения даст еще более очевидные результаты. Тогда солидарная система окажется еще большим грузом на госбюджет, а пространства для маневра на переход ко второму уровню может стать значительно меньше.

    От нефтедолларов к накоплениям

    Вот у кого хватает пространства для введения второго уровня пенсионной системы, так это у петрократий с высоким уровнем дохода от продажи энергоресурсов. В этом смысле не является исключением и Казахстан, где еще с 1998-го года начали свою пенсионную реформу с переходом на трехуровневую систему (параллельно с Центральной Европой). Сейчас в Казахстане около 8 миллионов человек имеют счета второго уровня, а около 50 тысяч счета третьего уровня. Фактически в государстве полностью имплементирована система обязательных накопительных счетов. При этом первый уровень финансируется напрямую из государственного бюджета, а не привязывается к прямому налогу с доходов граждан. Второй же уровень формируется следующим образом: 10% со своего дохода вносит сам работник, а еще 5% от ежемесячного дохода работника могут оплачиваться со стороны работодателя в случае тяжелых или вредных условий труда.

    При этом в стране сохраняется разный пенсионный возраст для женщин и мужчин (58 и 63 года соответственно), а также существует довольно широкий спектр социальных пенсий. Все это обеспечивается преимущественно именно благодаря тому, что львиную долю расходов направлено непосредственно на государственный бюджет, имеющий немалые доходы от сборов с добычи энергоресурсов.

    Менее успешная история введения второго уровня произошла в другой богатой на энергоресурсы стране — России. Там ранее введенная трехуровневая система попала под пересмотр в 2013-2015 годах. Тогда трудовая пенсия (солидарная система) была заменена на страховые платежи. Таким образом изменилась формула расчета пенсии для первого уровня, а гражданам дали выбор между страховой системой или же накопительной. При этом ставки для накопительных взносов составляли 6%, тогда как страховая часть не попадала под налог. Сама реформа вызвала определенное недоумение у части экспертной среды, так как фактически отказалась от параллельной двухуровневой системой, дав возможность выбирать только одну из альтернатив (при накопительной, однако, взносы в солидарную систему оставались).

    В итоге из-за непонимания среди населения, а также низкой конкуренции между фондами сложно констатировать удачное проведение реформы даже в случае массового выбора накопительной системы.

    Украина, безусловно, задержала свою пенсионную реформу, анонсируя ее начало лишь 20 лет спустя после того, как эти шаги были пройдены ее соседями. Однако в этом кроется и определенное преимущество — мы можем взглянуть на реформу в эволюционной ретроспективе, понять, где кроются опасности и вызовы. Определенно, если государство планирует введение второго уровня уже с 2019 года, то эти риски должны быть просчитаны уже сейчас. Иначе Украина рискует пополнить список неудачных кейсов, вместо создания еще одной истории успеха.

    Александр Кострыба
    Международный обозреватель

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.