• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Бюджет должен быть вне политики
    2006-12-18 14:55:13

    Внимательно ознакомившись с принятым парламентом Государственным бюджетом Украины на 2007 год, а также с обоснованиями наложенного на него Президентом вето, я написал Президенту письмо, в котором изложил свои соображения относительно возникшей коллизии. Не надеясь получить ответ, хотел бы, чтобы с моими аргументами по этой проблеме ознакомились также читатели «Дня».

    Начну из макроэкономических показателей. Приводя основания для вето, глава государства указывает на несоответствие расчетных показателей бюджета их реальным величинам и, в частности, ссылается на то, что уже сегодня фактическая инфляция на три процента больше прогнозируемого уровня 2006 года. И имеет ли это отношение к 2007 году, и следует ли в следующем году прогнозировать такую же или даже большую инфляцию, учитывая то, что предложенный бюджет существенным образом уменьшает темпы (а не абсолютные цифры) роста доходов населения и социальных затрат государства? Тем не менее Президент ссылается на выводы неизвестных экспертов, которые считают, что в следующем году инфляционный показатель будет существенно выше того, от которого рассчитывались финансовые показатели бюджета. Я спрашиваю: а почему Президент и эксперты, которые его консультируют, не учитывают, что уже сегодня рост реальных доходов граждан и субъектов хозяйствования значительно, на десятки процентов, выше инфляции? Кроме того, данные статистики также свидетельствуют, что в последнее время тренд инфляции пошел вниз. И не следовало бы Президенту, который вместе с правительством несет ответственность за все, что происходит в стране, инициировать инфляционные ожидания. Они, как известно, также очень действенный фактор инфляции. Тем более, что надлежащим образом учесть динамику этого показателя можно будет лишь месяца через два-три. Ведь статистика повышения цен очень короткая — несколько месяцев. А для надежного прогноза нужен ряд длиной хотя бы в 6—7 наблюдений (6—7 месяцев).

    Президента также беспокоит, что после значительного роста потребительских цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги бюджет-2007 ударит прежде всего по наиболее социально незащищенным категориям населения. Ведь повысить прожиточный минимум до 395 гривен для лиц, утративших работоспособность, в нем предполагается только с 1 октября следующего года, тогда как фактический размер этого показателя еще в октябре этого года составлял 390 гривен. В случае вступления в силу закона о бюджете, по мнению Президента, каждый из 12 миллионов пенсионеров ежемесячно, начиная с 1 января 2007 года, будет недополучать 25 гривен, и эта цифра неустанно будет расти. Отвечая Президенту, не могу не сказать, что правительство также, наверное, отдает себе отчет в этой проблеме, и именно поэтому предусматривает субсидии в несколько миллиардов гривен. Кроме того, и правительство и Президент должны были бы оказать содействие тому, чтобы предприятия жилищно-коммунального обслуживания работали эффективнее, и в этом случае (учитывая высокие операционные затраты) повышение жилищно-коммунальных тарифов не было бы таким болезенным. Замечу, что правительство это планирует сделать и делает.

    Знает он и о падении в 3,5 раза, по сравнению с 2005 годом, темпов роста минимальной заработной платы, на чем акцентирует, обосновывая свое вето. Однако, по-моему, это странная позиция. Ведь «маленькие украинцы» расплачиваются в магазинах и на базарах вовсе не «темпами роста минимальной заработной платы». Они платят из своих реальных доходов, которые бурно возрастают и в которые входит и заработная плата, и субсидии, и неучтенные, и даже теневые доходы домохозяйств и т.п. Например, в 2006 году доходы населения (ориентировочно) возрастут до 450—460 миллиардов гривен (22—24% к году 2005), заработная плата — до 192—195 миллиардов гривен (22—23%). Это значительно выше ожидаемой инфляции.

    Далее Президент делает акцент на том, что резкое уменьшение темпов роста минимальной зарплаты означает ухудшение условий оплаты труда на подавляющем большинстве предприятий, ведь тарифные ставки в соответствии с отраслевыми соглашениями и коллективными договорами устанавливаются в зависимости от величины минимальной зарплаты. Учитывая рост инфляции и увеличение стоимости потребительской корзины заложенный в бюджет рост зарплат будет фактически нулевым, считает Президент. Жизнь демонстрирует другое. Уже несколько лет мы наблюдаем высокие темпы роста реальных доходов и реальной заработной платы. Причина этого феномена в том, что правительство может влиять лишь примерно на 30% фонда оплаты труда страны. Другая часть, которая относится к компетенции частных предприятий, формируется главным образом за счет роста производства, развития рынка труда и обострения спроса на квалифицированных работников. Уже сегодня можно прогнозировать, что рост реальной заработной платы в 2007 г. сохранится на уровне 20—25%. И, как следствие, потребительский спрос на внутреннем рынке по меньшей мере не пострадает. Тогда как бюджетные средства, направленные правительством на инвестиции и инновации, подтолкнут производство и, таким образом, снова- таки опосредствованно будут влиять на рост зарплат, а также и пенсий. Я уверен, что Президент хорошо понимает вред тенденции к проеданию бюджета, которая сложилась за последние годы. И только политические соображения ставят его по другую сторону бюджетной баррикады.

    В конце нельзя не привести также призыв Президента к Верховной Раде учесть его предложения к проекту госбюджета-2007 и не сказать о его ожидании поддержки тех парламентских сил, программы которых базируются на высоких стандартах социальной защиты людей. Профессиональные пропагандисты и агитаторы, которые готовили Президенту эти строки, наверное, забыли, что на самом деле любые «высокие стандарты» ниже ожиданий и желаний людей, потребности которых (это хорошо известно из социологии и психологии) субъективно, но всегда и везде выше, чем имеющиеся доходы. Так надо ли было писать об этом в обоснованиях бюджетного вето, беря себе таким образом в союзники популистские силы? Также не следует браться за определение прожиточных минимумов и минимальных зарплат. Ведь в Европе (куда мы идем) их уровни определяются в режиме социального диалога между работодателями и представителями нанимаемых работников. А президенты и премьеры ают роль арбитров, а не бухгалтеров. Удивительно также, что, активно вмешиваясь в бюджетный процесс, Вы, господин Президент, откровенно не хотите возглавить процесс социального диалога. И почему практически не работает Национальный трехсторонний социально-экономический совет при Президенте Украины, который и должен был бы реализовать этот диалог (Указ Президента от 29 декабря 2005 года №1871 «Об основных основах социального диалога в Украине»)?

    Виктор ЛИСИЦКИЙ,вице-президент Ассоциации судостроения Украины

    Инф. day

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.